САМОЛЕТЫ НА ПОЧТОВЫХ МАРКАХ

АК 1 Латышский стрелок

АК-1 «Латышский стрелок» (1924). Трехместный пассажирский самолёт В. Л. Александрова и В. В. Калинина. 1924 года выпуска. На нем был совершен дальний перелет Москва - Пекин в 1925 году.

Амфибия Ш-1 - Самолеты на почтовых марках

Амфибия Ш-2

Самолет Дыбовского

Самолет Дыбовского 1913 год. Медицинская авиация.

Илья Муромец

«Илья Муромец», четырехмоторный самолёт Сикорского [мощность двигателей 440 квт (600 л. с.), полезный груз 1,5 т, скорость полёта 100 км/ч], спроектированный русскими инженерами и построенный в начале 1914 на Русско-Балтийском заводе в Петербурге.

Гакель VII - Самолеты на почтовых марках

Гаккель VII самолет (1911г) советского учёного и конструктора в области самолётостроения Гаккель Якова Модестовича [30.4 (12.5). 1874, Иркутск, — 12.12.1945, Ленинград]

Гакель IX

Гаккель IX самолет (1912г) советского учёного и конструктора в области самолётостроения Гаккель Якова Модестовича [30.4 (12.5). 1874, Иркутск, — 12.12.1945, Ленинград]

К-5 - Самолеты на почтовых марках

К-5 (1929г)

МБР-2

МБР-2 гидросамолет (1932г) морской ближний разведчик конструктора Г. М. Бериева

Р-5 - Самолеты на почтовых марках

Р-5 (1929г). С 5 марта по 13 апреля 1934 на самолётах АНТ-4, Р-5 и др. было вывезено со льдины 104 человека экипажа затонувшего во льдах Берингова пролива ледокола «Челюскин».

Сталь-2

jСталь-2 (1931г)

Самолет И. Стеглау №2 - Самолеты на почтовых марках

Самолет И. Стеглау №2

АНТ-3 (Р-3)

АНТ-3 (Р-3) (1925г) самолёт-разведчик Туполева

ТБ-1 (АНТ-4) - Самолеты на почтовых марках

jТяжелый бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4) конструктора Туполева. Дальний перелет Москва - Нью - Йорк. С 5 марта по 13 апреля 1934 на самолётах АНТ-4, Р-5 и др. было вывезено со льдины 104 человека экипажа затонувшего во льдах Берингова пролива ледокола «Челюскин».

 

ТБ-3 (АНТ-6)

jТБ-3 (АНТ-6) самолет конструктора Туполева

У-2 (По-2) - Самолеты на почтовых марках

У-2 (По-2) (1927г). Прославленный самолёт У-2 (впоследствии По-2), созданный Поликарповым с мотором М-11 мощностью 100 л. с., ставший на долгие годы основной учебной машиной в СССР.

И-16

И-16 (1934г) Истребитель Поликарпова

Я-1 - Самолеты на почтовых марках

Я-1

Ут-2 -

Моноплан Ут-2 был построен и испытан в 1935 году в КБ А. С. Яковлева как учебно-тренировочный самолёт для лётных школ с мотором М-11. Всего было выпущено свыше 7000 самолётов УТ-2.

Як-18 - Самолеты на почтовых марках

ЯК-18

Як-55

ЯК-55

Як-42 - Самолеты на почтовых марках

ЯК-42

Ил-86

ИЛ-86

АН-28 - Самолеты на почтовых марках

АН-28

Ил-76

ИЛ-76

А-300 - Самолеты на почтовых марках

А-300

Боинг-747

Боинг 747

Конкорд - Самолеты на почтовых марках

Конкорд

МиГ-25 - Самолеты на почтовых марках

МиГ-25

Микоян и его МиГи

МиГи

Ту-104 - Самолеты на почтовых марках

Ту-104

       

Самолёт (устаревшее — аэроплан), летательный аппарат тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью двигателей и неподвижных, как правило, крыльев. Благодаря большой скорости, грузоподъёмности и радиусу действия, надёжности в эксплуатации, высокой манёвренности самолет получил наибольшее распространение из всех типов летательных аппаратов и применяется для транспортирования пассажиров и грузов, а также для военных и специальных целей.

 

Классификация самолётов. По назначению различают гражданские и военные самолеты. К гражданским самолетам относятся: транспортные (пассажирские, грузопассажирские, грузовые), спортивные, рекордные (для установления рекордов скорости, скороподъёмности, высоты, дальности полёта и т. п.), туристические, административные, учебно-тренировочные, сельскохозяйственные, специального назначения (например, для спасательных работ, телеуправляемые) и экспериментальные. Военные самолеты предназначены для поражения воздушных, наземных (морских) целей или для выполнения других боевых задач; подразделяются на истребители-бомбардировщики, бомбардировщики, разведчики, транспортные, самолеты связи и санитарные.

В основу классификации самолетов по конструкции положены внешние признаки: число и расположение крыльев и двигателей, форма и расположение оперения и т. п. В зависимости от числа крыльев различают монопланы, т. е. самолеты с одним крылом, и бипланы — самолеты с двумя крыльями, находящимися одно над другим. Бипланы, у которых одно из крыльев короче другого, называются полуторапланами. Бипланы манёвреннее монопланов, но имеют большее лобовое сопротивление, что снижает скорость полёта самолета. Поэтому большинство современных самолетов выполняется по схеме моноплана. В зависимости от положения крыла относительно фюзеляжа самолеты делятся на низкопланы, среднепланы и высокопланы. По положению оперения различают самолеты классические схемы (оперение размещается позади крыла), самолеты типа «утка» (горизонтальное оперение располагается впереди крыла) и самолеты типа «бесхвостка» (оперение размещается на крыле). Классическая схема самолета может быть с однокилевым оперением, разнесённым вертикальным (многокилевым) оперением и V-образным оперением. В зависимости от типа шасси самолеты подразделяют на сухопутные, гидросамолёты и амфибии (гидросамолёты, оборудованные колёсными шасси). По типу двигателей различают винтомоторные, турбовинтовые и турбореактивные самолеты. В зависимости от скорости полёта различают самолеты дозвуковые (скорость самолета соответствует Маха числу М < 1), сверхзвуковые (5 > М > 1) и гиперзвуковые (М >5 ).

Аэродинамика самолёта. В результате воздействия на крыло воздушного потока возникает аэродинамическая сила R. Вертикальная составляющая этой силы по отношению к потоку называется подъёмной силой Y, горизонтальная составляющая — силой лобового сопротивления Q. Лобовое сопротивление является суммой сил трения воздуха о поверхность крыла Qтр, давления воздушного потока Qдавл (объединяемых общим название профильного сопротивления — Qпроф = Qтр + Qдавл) и индуктивного сопротивления Qинд, возникающего при наличии подъёмной силы на крыле. Qинд обусловливается образованием на концах крыла вихрей воздуха вследствие перетекания его из области повышенного давления под крылом в область пониженного давления над крылом. При скорости полёта, близкой к скорости звука, может возникать волновое сопротивление Qполн. Подъёмная сила самолета обычно равна подъёмной силе крыла, лобовое сопротивление — сумме сопротивлений крыла, фюзеляжа, оперения и др. частей самолета, обтекаемых потоком воздуха, а также сопротивления интерференции (взаимного влияния этих частей) Qинт. Отношение подъёмной силы к лобовому сопротивлению называется аэродинамическим качеством. Максимальное значение аэродинамического качества современного самолета достигает 10—20.

Силовая установка самолёта состоит из авиационных двигателей и различных систем и устройств — воздушных винтов, пожарного оборудования, топливной системы, систем всасывания воздуха, запуска, смазки, изменения направления тяги и др. При выборе места установки двигателей, их числа и типа учитывают аэродинамическое сопротивление, создаваемое двигателями, разворачивающий момент, возникающий при отказе одного из двигателей, сложность устройства воздухозаборников, возможность обслуживания и замены двигателей, уровень шума в пассажирском салоне и т. п.

Конструкция самолёта. Основные части — крыло, фюзеляж, шасси и оперение самолёта. Крыло создаёт подъёмную силу при движении самолета. Обычно неподвижно закрепляется на фюзеляже, но иногда может поворачиваться относительно поперечной оси самолета (например, у самолета вертикального взлёта и посадки) или изменять конфигурацию (стреловидность, размах). На крыле устанавливаются рули крена (элероны) и элементы механизации крыла. Фюзеляж служит для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования. Конструктивно связывает между собой крыло, оперение, иногда шасси и силовую установку. Шасси предназначается для взлёта и посадки, а также для передвижения самолета по аэродрому. На самолетах могут устанавливаться колёсные шасси, поплавки (на гидросамолётах), лыжи и гусеницы (у самолетов повышенной проходимости). Шасси бывают убирающимися в полёте и неубирающимися. Самолеты с убирающимися шасси имеет меньшее лобовое сопротивление, но тяжелее и сложнее по конструкции. Оперение предназначается для обеспечения устойчивости, управляемости и балансировки самолета.

Системы управления и оборудование. Системы управления самолета разделяются на основные и вспомогательные. К основным принято относить системы управления воздушными рулями. Вспомогательные системы служат для управления двигателями, триммерами рулей, шасси, тормозами, люками, дверями и т. п. Управление самолетом производится с помощью штурвальной колонки или ручки управления, педалей, переключателей и т. п., расположенных в кабине экипажа. Для облегчения пилотирования и повышения безопасности полёта в систему управления могут включаться автопилоты и бортовые вычислители; управление делается двойным. Уменьшение нагрузок, действующих на рычаги управления при отклонении рулей, обеспечивается гидравлическими, пневматическими или электрическими усилителями (называемыми бустерами), устройствами сервокомпенсации. Управление самолетом в случае, когда воздушные рули неэффективны (полёт в сильно разреженной атмосфере, на самолетах вертикального взлёта и посадки), осуществляется газовыми рулями.

Оборудование самолета включает приборное, радио-, электрооборудование, противообледенительные устройства, высотное, бытовое и специальное оборудование, а для военных самолетов также вооружение (пушки, ракеты, авиационные бомбы) и бронирование. Приборное оборудование в зависимости от назначения подразделяется на пилотажно-навигационное (вариометры, авиагоризонты, компасы, автопилоты и т. п.), для контроля за работой двигателей (манометры, расходомеры и т. п.) и вспомогательное (амперметры, вольтметры и др.). Электрооборудование самолета обеспечивает работу приборов, средств управления, радио, системы пуска двигателей, освещения. Радиооборудование включает в себя средства радиосвязи и радионавигации, радиолокационное оборудование, системы автоматического взлёта и посадки. Для обеспечения безопасности и защиты человека при полёте на больших высотах служит высотное оборудование самолета (системы кондиционирования воздуха, кислородного питания и др.). Удобство размещения пассажиров и экипажа, комфорт обеспечиваются бытовым оборудованием. К специальному оборудованию относятся системы автоконтроля работы оборудования и конструкции самолета, аэрофотосъёмки, оборудование для перевозки больных и раненых и т. п.

Самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП) и самолёты короткого взлёта и посадки (СКВП). Увеличение скоростей полёта самолета приводит к росту взлётно-посадочных скоростей, в результате чего длина взлётно-посадочных полос достигает нескольких километров. В связи с этим создаются СКВП и СВВП. СКВП имеют при высокой крейсерской скорости (600—800 км/ч) длину взлётно-посадочной дистанции не более 600—650 м. Сокращение взлётно-посадочной дистанции в основном достигается применением мощной механизации крыла и управления пограничным слоем, использованием ускорителей на взлёте и устройств для гашения скорости при посадке, отклонением вектора тяги маршевых двигателей. Вертикальный взлёт и посадка СВВП обеспечиваются специальными подъёмными двигателями, отклонением реактивных сопел или поворотом основных двигателей, как правило, турбореактивных (ТРД).

Лит.: Паленый Э. Г., Оборудование самолетов, М., 1968; Курочкин Ф. П., Основы проектирования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, М., 1970; Шульженко М. Н., Конструкция самолетов, 3 изд., М., 1971; Никитин Г. А., Баканов Е. А., Основы авиации, М., 1972; Проектирование самолетов, 2 изд., М., 1972; Шейнин В. М., Козловский В. И., Проблемы проектирования пассажирских самолетов, М., 1972; Schmidt Н. A. F., Lexikon Luftfahrt, В., 1971; Jane's, all the world's aircraft, L., 1909—.

Г. А. Никитин, Е. А. Баканов.

Большая советская энциклопедия, электронная версия

Текст, иллюстрации © 2002 Научное издательство "Большая Российская энциклопедия"
Разработка и дизайн © 2002 ЗАО "Гласнет"

 
 
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
Круглосуточный 
          Вывод Webmoney в Банки
Автор и разработчик сайта: Костюнин Олег     Get Adobe Flash player